Кукольная гостиная > Кукольное творчество

Что такое "Авторская" кукла

(1/19) > >>

Марыся:
Меня давно интересовал этот вопрос: критерии авторской куклы. После коментария Tenderrainy в адрес моих тильд, я задумалась еще серьезнее. Если я использую выкройку тильды, но все остальное полностью моя идея, можно считать куклу авторской? На своих работах, которые выходят за пределы моего дома,  скромно пишу - "ручная работа", мастер - Марина Семилетова. А так хочется называться автором! Может это и не скромно.... Но вот, например, мода от кутюр - уникальные творения мастеров, но ведь самое начало - это выкройка-основа, а уж потом моделирование, поток фантазии, творчества и т.д.
К тому же на просторах интернета я встречала, например МК по тряпиенсу, который, в итоге, больше походил на тильду с ее более простым кроем. И встречала обычное моделирование методом утяжки, названное уникальной авторской методикой. Здесь хочу привести ссылочку на одну статью, которая мне показалась интересной  http://victoria-dolls.com/content/view/13/6/lang,russian/
Дорогие коллеги, если эта тема интересна и волнительна для кого-то еще, прошу вас, поделитесь своим мнением.

Tenderrainy:
Марыся, хорошую тему вы затронули! По этой ссылочке нашла очень  любопытную статейку, размещу её сюда, другим форумчанам тоже будет интересно её почитать.  Автор статьи Лада Константинова.


"Некоторое время назад и в нашу страну (как всегда, с большим опозданием) пришла "кукломания". То, что раньше почиталось "блажью", стало модой. Коллекционировать кукол стало не менее престижно, чем картины или бриллианты. Тогда, "в начале славных дел", увлечение куклами могли себе в России позволить только богатые люди – кукол было мало, и стоили они поэтому очень дорого.

Но с течением времени ситуация изменилась. Сейчас даже человек среднего достатка может стать "куклоционером" – тем более, что для этого не обязательно разбираться в искусстве, достаточно просто оставаться в душе чуть-чуть ребенком. Но этот, в общем, положительный, процесс имеет и свою обратную сторону. В последнее время в кукольном сообществе разгорелись нешуточные страсти, чем-то напоминающие происходившую в начале ХХ века в русских литературных кругах "дискуссию о чистом искусстве". Признанные "мэтры" кукольного дела выражают недовольство засильем "пупсятины" среди современных российских авторских кукол. Ответственность за низкий художественный уровень работ молодых авторов они возлагают на недобросовестность некоторых владельцев галерей и организаторов появившихся "школ кукольного мастерства". Те, в свою очередь, обвиняют первых в "элитарности" и элементарной боязни конкуренции. Истина (если она вообще способна родиться в подобном споре) наверняка лежит где-то посередине. Но, на мой взгляд, не последнюю роль в этом конфликте играет появившаяся в последнее время тенденция смешивать понятия "коллекционная", "авторская" и "художественная" кукла. Давайте попытаемся разобраться в этих терминах, поскольку на самом деле они вовсе не тождественны.

"Коллекционная" означает, что данная кукла не предназначена для игры (в общепринятом смысле), а является украшением, предметом декора. Она вполне может быть и промышленного производства. Иногда таких кукол называют также "интерьерными".

"Авторская" означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может быть выполнена в единственном экземпляре ("one-of-a-kind"), или быть тиражной ("limited edition"), но в любом случае все в ней (костюм, роспись, прическа) должно быть сделано автором лично. Конечно, автор может использовать какие-то готовые элементы. Никто, к примеру, не ожидает, что он должен самостоятельно ткать материал на платье, но уж сшить его он обязан сам. Бывает, что художник делает только эскиз (иногда первый экземпляр), а все остальные экземпляры делаются другими (иногда промышленным способом). В таком случае только этот первый экземпляр и будет авторской куклой. Авторство куклы подтверждается подписью автора на затылке (или в другом месте, например, на подошве) и сертификатом, который может быть написан от руки.

Куклы – это та маленькая ниточка, которая связывает нас с далеким детством. А авторские куклы – это уникальное художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки авторская кукла превратилась в важный элемент оформления интерьера, она наполняет дом теплом, отражает индивидуальность хозяев и вносит изюминку в повседневную жизнь. Неудивительно, что авторская кукла стала объектом коллекционирования знатоков и ценителей искусства. Ведь кукла может передать настроение автора, его мысли, эмоции, чувства…

Автор наделяет ее характером и определяет ее судьбу. Кукла говорит без слов, языком, понятным всем, и способна вызвать как восхищение и радость, так и грусть. Каждая деталь, будь-то одежда или миниатюрные аксессуары, продумана до мелочей и является составляющей цельного образа. Для того, кто наделен способностью чувствовать, кукла станет прекрасным подарком, возможно даже талисманом. И неважно, взрослый это или ребенок, любимый человек или бизнес-партнер.

Главное, что куклу создавали умелые руки мастера, а образ черпали из души. Просматривая нашу галерею, доверьтесь своей интуиции – именно она подскажет вам, какая именно кукла ждет вас или ваших друзей. Вы без труда ее узнаете. А если вы ее не нашли среди уже воплощенных в жизнь идей – возможно мы поможем вам определить тот идеальный образ, который заставит ваше сердце биться быстрее…

"Художественная" означает, что данная кукла выполняет эстетическую функцию, то есть, является произведением искусства. Очевидно, что степень "художественности" – материя весьма и весьма субъективная. Искусство призвано удовлетворять нашу потребность в Прекрасном, но ведь эта потребность у каждого своя. Субъективность восприятия приводит иногда к курьезам. Например, желая подчеркнуть высокий художественный уровень работы, ее называют "высокохудожественной". Именно это высмеивал Зощенко своим эпитетом "маловысокохудожественный".

А теперь предлагаю отвлечься ненадолго от кукол и рассмотреть одну пришедшую мне в голову аналогию. На мой взгляд, куклы среди "изящных" Искусств занимают примерно такое же положение, как сказки в Литературе – тем более, что и те, и другие первоначально предназначались для детей. По какому принципу мы отличаем сказку от других литературных жанров? Отличительная особенность сказки – то, что она уносит нас за границы реальности. Это относится не только к так называемым "волшебным" сказкам – я думаю, волка, говорящего человеческим голосом, никто в реальной жизни не встречал. Никому не приходит в голову ждать от сказки, что она непременно будет выдающимся литературным произведением, хотя некоторые (в основном, авторские) сказки вполне достойны такого определения. Их, кстати, с удовольствием читают и дети, и взрослые. Никто, наверное, не станет оспаривать литературных достоинств "Маленького Принца" или "Алисы". Но это совсем не означает, что, например, "Колобок" или "Курочка Ряба" никому не нужны.

Возвращаясь к куклам, я хотела бы заметить, что куклы, как и сказки, тоже раздвигают границы реальности, но, кроме того, они дают нам радость игры. Играть в куклы можно не только физически – играть можно и в воображении. Именно способность к игре и отличает куклу от скульптуры, а вовсе не формальные признаки, как, например, наличие ткани (в Америке есть даже такой термин "dressed sculptures " –"одетые скульптуры", которых отличают от "dolls" - собственно кукол). Куклы – достаточно демократичный жанр. Одна моя знакомая (закончившая, между прочим, Суриковский институт по специальности "живопись") на мой вопрос, почему она стала заниматься куклами, ответила: "В этой области никто не ждет от тебя "нетленки"". Действительно, разве каждая авторская кукла должна непременно быть художественной? Если бы это случилось, это было бы все равно, как если бы все люди стали вдруг красивыми. Согласитесь, это было бы ужасно – исчезло бы само понятие красоты. Меня иногда просто изумляет, до какой степени серьезно некоторые кукольники относятся к своему творчеству, забывая, что все-таки это в первую очередь игра. Такое впечатление, что, садясь за работу, они с самого начала планируют создать шедевр и ничего, кроме шедевра. Это, на мой взгляд, и приводит к тому, что понятия "авторская" и "художественная" кукла стали считаться тождественными. Конечно, каждому хочется признания, но прежде, чем назвать свое произведение "Художественной куклой" (а себя, соответственно – "Художником по куклам"), надо помнить, что самый верный способ не стать художником – это решить, что ты уже им стал.

Не могу обойти молчанием и еще один момент. Все, сделанное вручную, несет на себе отпечаток личности автора, но авторская кукла наделена этим вдвойне – как сделанная человеком по его образу и подобию. В этом – ее ценность, но в этом и опасность, ведь личности бывают разные. Мне случалось видеть работы, очень тщательно вылепленные, в искусно сделанных костюмах, которые при этом производили необъяснимо отталкивающее впечатление. А бывает – ничего особенного в кукле нет, и костюмчик "так себе", а чем-то неуловимым она притягивает. Это – уже из области мистики, одними только художественными достоинствами этого объяснить нельзя.

Куклы – мир, параллельный нашему. В последнее время об этом столько раз писали, что это уже стало банальностью, но, как всякая банальность, верно. Люди и куклы влияют друг на друга. Как и в мире людей, в мире кукол демократизация неизбежно приводит к усреднению вкусов. Именно этим объясняется большое количество вполне хорошо сделанных однотипных работ – в том числе, среди авторских кукол. Не думаю, что из этого нужно делать трагедию – каждый вправе играть в то, что ему по вкусу. Но тому, кто хочет что-то в мире изменить, нужно помнить, что начинать придется с себя."


Лада Константинова.

(Источник: http://victoria-dolls.com/content/view/20/6/lang,russian/)

jelly:
Очень понравилась статья! Нужная и интересная! у меня про кукол есть стихи . Мне очень нравится это! Может и ВАМ понравится?
Рамиз Гейдар

"Какое имя кукле дать?"

Какое имя кукле дать? —
Задачка непростая.
У куклы синие глаза
И чёлка золотая.
И два курносых башмачка,
И шёлковое платье.
И только имени пока
У куклы нет, представьте.

Вот имя звонкое — Франгиз,
Но как оно ни звонко,
А вспоминается Франгиз -
Соседская девчонка:
Она неряха из нерях,
И даже цыпки на руках!

А может быть, назвать Рена —
Рена всегда опрятна,
Но мячик выпросит она
И не вернёт обратно.
Нарочно мячик на сарай
Забросит — и хохочет.
А Лала — ябеда, и с ней
Дружить никто не хочет.

Какое имя кукле дать? —
Нелёгкая задача.
И кукла смотрит на меня,
От горя чуть не плача.
Кто ты без имени? Никто,
Как палец безымянный,
Хоть в сарафане, хоть в пальто,
Хоть бледный, хоть румяный!

А не назвать ли Мехрибан?
Пусть имя длинновато,
Пусть эта девочка мала,
Но дружат с ней ребята,
Она добра и весела,
Скромна и аккуратна.
Какое имя кукле дать?
Ну разве непонятно!
 :-*

Tenderrainy:
Спасибо за стих! )))
Я, когда выбираю кукле имя, стараюсь прислушаться к ощущениям и ассоциациям, тогда имя получается подходящее )))

jelly:
Наташа! Добрый день! И я так также, когда уже дошиваешь куколку и имя само напрашивается.  :)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии